А. Я. Закс в автобиографической памяти Александры Михайловны Никольской: к истории Тверской учительской школы имени П. П. Максимовича
Теги
Арт Яковлевич Закс, Тверская женская учительская школа имени П.П. Максимовича, Александра Михайловна Никольская, Юлия Ивановна Менжинская, женская социальная память, женская автобиографическая память, гендерные особенности памяти, экскурсоведение в СССР
Аннотация
Статья посвящена восстановлению неизвестных деталей исторической биографии преподавателя Тверской женской учительской школы имени П. П. Максимовича и Тверского педагогического института, основоположника экскурсионной работы в СССР, организатора Института методов внешкольной работы Арта Яковлевича Закса. На основе исследования неопубликованных автобиографических документов Александры Михайловны Никольской анализируются неизвестные факты общественной и частной жизни педагога, выясняется сопряженность личного и исторического прошлого. Особое внимание уделяется проблемам источниковедческого потенциала женской автобиографической памяти, зафиксированной в эго-документах, гендерным особенностям памяти. В заключении делается вывод о том, что «количественная» достоверность женской социальной памяти, связанная с датировкой событий, может уступать «качествен-ной» информации о реакции на произошедшее.